Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике
Государство - важнейший институт, оказывающий влияние на аграрные преобразования. Степень государственной поддержки сельского хозяйства России сейчас находится на уровне 1,2% бюджета. Следует отметить, что в СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным, расходуя треть бюджета. В 1989 г. доля государственных дотаций на основные продукты питания составляла 80% их розничной цены.
Однако механизм финансовых взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями пока еще далек от цивилизованного. Это проявляется, прежде всего, в существовании дотирования животноводческой продукции на уровне первичных производителей: за каждый килограмм реализованного мяса или молока на счета их производителей поступают прямые выплаты из бюджета - около 1/3 выручки от продаж в 1992 г., а с учетом отсрочек их выплат в среднем на 6 месяцев в условиях среднемесячной инфляции в 1992г. на уровне 33% - 5-7% выручки.
Вторым нецивилизованным способом господдержки сельского хозяйства России являлось субсидирование удорожания затрат сельскохозяйственных предприятий на средства производства. Оно осуществлялось в целях смягчения для них нарастающего ценового диспаритета.
Эти процессы, как показывает исследование Е.Серовой, приводят к сдвигу кривой спроса D влево вниз в положение D1. Это должно было бы снизить предложение (производство) до Q1, при ограниченном экспорте и невозможности создания запасов в условиях долгосрочного падения покупательной способности населения. Однако выплачиваемая производителю дотация сдвигает предложение S1 в положение S2, определяя тем самым несуществующий спрос D2, уменьшающий производство до уровня Q2, закупочная цена падает до уровня Р2, чем больше размер субсидии, тем значительнее спад закупочной цены, а разница Р1-Р2 присваивалась перерабатывающими предприятиями и использовалась в основном на повышение оплаты труда.
Нарастание диспаритета цен (различий в темпах роста цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства для ее производства) обусловлено тем, что II сфера АПК использовала рыночную свободу лишь для роста цен. В России с 1994 г. от прямых выплат производителям государство перешло к компенсации удорожания средств производства путем так называемого лизинга, представляющего собой восстановление государственной распределительной системы.
Похожие работы:
- Уровень и перспективы государственной поддержки сельского хозяйства в переходной экономике
Государство - важнейший институт, оказывающий влияние на аграрные преобразования. Степень государственной поддержки сельского хозяйства России сейчас находится на уровне 1,2% бюджета. Следует отметить...
- Управление инфляцией в переходной экономике
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы пр...
- Развитие инвестиционных процессов в переходной экономике
Политические, экономические и социальные особенности переходной экономики, как одного из вариантов трансформации хозяйственных систем, обусловливают наличие следующих тенденций в сфере инвестирования:...
- Особенности рынка труда в переходной экономике
Проблема занятости - это одна из самых злободневных социально-экономических проблем переходной экономики. Численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России на конец 2000 г. сост...
- Особенности рынка труда в переходной экономике
Проблема занятости - это одна из самых злободневных социально-экономических проблем переходной экономики. Численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу в России на конец 2000 г. сост...